Улица им. Г. Мустафина

Улица им. Г. Мустафина с 1986 года именем Габидена Мустафина названа одна из улиц г. Алматы, расположенная западнее улицы Навои, севернее парка им. Первого Президента Республики Казахстан.

Мустафин Габиден (1902–1985 гг.)

«Писатель возрожденного народа» — так назвал Габидена Мустафина известный казахский литературовед Тахави Ахтанов. Слово «возрождение» соответствует не только социально-экономическим и культурным сдвигам, которые произошли в казахском обществе, оно дало нам плеяду неповторимых самобытных талантов, к которой принадлежит и Габиден Мустафин. «Хлынула могучая волна стихийных народных талантов, ярким пламенем вспыхнуло уже затянутое пеплом, затухающее искусство кочевого народа».

Габиден Мустафин, народный писатель Республики Казахстан, родился 26 ноября 1902 года в небогатой семье скотовода, его детство прошло в заросшей карагайником местности Сартобе, у подошвы горы Жауыр-Тау (ныне это Тельмановский район Карагандинской области). Название этого местечка на русский язык переводится как «желтая сопка». Самым светлым впечатлением детства у него была быстрая, своенравная степная река Нура.

От тысячеверстных просторов окрестных степей его малая родина отличалась лишь тем, что там стоял Спасский медеплавильный завод, который невольно притягивал к себе глаза любознательного мальчика.

Отец Мустафина знал арабский язык, заботился о том, чтобы образованным был и его сын. Грамоте десятилетний Габиден научился у аульного муллы. Но природный талант, о котором он еще понятия не имел, звал его к знаниям. Он стал часто посещать доброго человека, заводского табельщика Джусупа Маукумова, который помог ему овладеть русским языком. Это было счастьем. Говорящий по-русски подросток-казах Габиден был сразу принят в четвертый класс русско-казахской школы Спасского завода. Учился он усердно, много читал, дружил с русскими пареньками, постигая многое из того, о чем раньше не слышал. Школу Габиден окончил в числе лучших учеников, и, вернувшись в родной аул, понял, что уже не может жить без книг.

«Весной 1925 года я приехал учиться в столицу Казахстана – Кзыл-Орду, — пишет в автобиографии Г. Мустафин. – На учебу поступить не удалось, поэтому и пришлось мне работать». Чтобы заработать на кусок хлеба, он поступил (пригодилась грамотность) на скромную должность регистратора в Верховный Суд республики. Сам того не подозревая, он стал читать великую, мудрую книгу народной жизни, где, что ни страница, то открытие. В его обязанность не входило изучение поступавших в Верховный Суд жалоб, прошений, заявлений, но он все их не только регистрировал, но жадно, с великим вниманием, с сердечным проникновением читал и запоминал.

Работая в Верховном Суде, Мустафин приобрел привычку интересоваться газетой. Рука Габидена тянулась к перу. Как и сотни советских писателей, он начинал с рабкорства, писал в газету «Энбекши казах» заметки, корреспонденции, фельетоны, зарисовки-очерки. В это время он написал свой первый рассказ «Сарсен и Бокаш».

Печататься Габиден Мустафин начал с 1927 года, а первый сборник рассказов под названием «Ер-Шойын» вышел уже в 1929 году. Но рассказы о классовой борьбе в казахском ауле, о столкновении баев и бедняков были написаны не рукой литератора, а рукой рабкоровца. Мустафин хорошо понимал, что возродившемуся родному народу нужна не эрзац-беллетристика, а художественная, умная, эмоционально-насыщенная, полновесная проза, дать которую он пока еще не мог, — не хватало мастерства. У Мустафина начались «его университеты». «Увидеть все своими глазами, испытать все на своей шкуре, узнать и перечувствовать все, что чувствуют герои моих будущих книг», — рассуждал одаренный большим талантом Габиден Мустафин.

Он возвратился на родную землю весной 1930 года, когда начиналась угольная Караганда. Габиден работал землекопом, подсобным, чернорабочим, подмастерьем у слесаря. Только через три года он встал к слесарному верстаку и токарному станку. В 1933 году, по постановлению Карагандинского Совета, токарь Мустафин был выдвинут на должность ответственного секретаря редакции горняцкой газеты «Пролетариат Караганды». Вскоре его перевели на работу в город Новосибирск, где стала выходить газета «Кзыл-Ту» на казахском языке. Семь-восемь лет журналистской работы Габидена Мустафина можно назвать штурмом писательской высоты, подступом к профессиональному писательству. Трудно провести границу, где кончилась его журналистика и где началась литература.

В 1938 году, тридцатишестилетним, приехал Габиден Мустафин в Алма-Ату, где стал работать сотрудником редакции литературно-художественного журнала «Адебиет майданы» и позже главным редактором этого журнала. Какой огромный путь пройден от рабкора до главного редактора республиканского журнала – и какая колоссальная работа проделана над собой за долгие годы пути!
В незабываемом для Мустафина 1940 году в Алма-Ате вышел в свет его первый роман «Жизнь или смерть». Это и было рождением писателя. Основная тема романа – показ индустриального развития Караганды и превращение ее в мощную угольную кочегарку.

Затем выходит роман «Шиганак» в 1945 году. В книге показана жизнь казахского колхоза «Курман» с начала коллективизации до первых месяцев Великой Отечественной войны.
В послевоенный период вышло в свет несколько значительных произведений казахской прозы, и среди них видное место занял роман Г. Мустафина «Миллионер» (1948), получивший положительную оценку в центральной печати и республиканскую премию имени Жамбыла. В этом романе решается тема колхозного аула, описана жизнь одного из многих колхозов-миллионеров.

Роман Г. Мустафина «Караганда», опубликованный в 1952 году, посвящен теме рабочего класса. Произведение о строительстве одного из крупных центров страны в степном крае, о том, как бывшие скотоводы становятся квалифицированными мастерами горного дела, как в результате коренных изменений жизненного уклада у людей формируются другое сознание, иные взгляды на общественную жизнь.

В 1959 году вышел в свет роман Габидена Мустафина «После бури», где отражено время, которое в истории нашей страны получило название НЭП. Не поняв сущности НЭПа, господствующая до революции аульная верхушка – баи, волостные управители, бии увидели в нем возврат к старому и начали снова теснить бедноту. Однако их действия были разоблачены, ведь колесо истории не повернуть назад.

Произведения Мустафина являются частью духовного богатства казахского народа, они хорошо известны широкому кругу читателей, с интересом читаются, переведены на многие языки мира. Габиден Мустафин, являясь председателем правления Союза писателей Казахстана (1953–1957), первым секретарем правления Союза писателей Казахстана (1962–1966), много сделал для развития литературы в Казахстане.

В статье использованы материалы сайта:
http://tarih.spring.kz/ru/history/postwar/figures/mustafin/

15.01.2014
22.02.2017
Брусиловский атындағы көше

Брусиловский атындағы көше Алматы қаласының Алмалы ауданындағы "Тастақ" ықшамауданының орталығы арқылы солтүстіктен…

Өңтүстік астананың көшелері
25.05.2016
Ө.Жолдасбеков атындағы…

Ұзындығы 1 километрге жетпейтін Жолдасбеков көшесі ?ль-Фарабидің даңғылының солтүстігінде Достык даңғылымен Фурманов…

Өңтүстік астананың көшелері
12.02.2016
Д.Ф. Снегин атындағы көше

2003 жылы жергілікті маслихаттың шешімімен Алматы қаласының көшелерінің бірі халық жазушысы Дмитрий Снегиннің құрметіне…

Өңтүстік астананың көшелері