Улица имени Е.Г. Бурисиловского пролегает с севера на юг почти через центр микрорайона "Тастак" в Алмалинском районе города…
с 1986 года именем Габидена Мустафина названа одна из улиц г. Алматы, расположенная западнее улицы Навои, севернее парка им. Первого Президента Республики Казахстан.
Мустафин Габиден (1902–1985 гг.)
«Писатель возрожденного народа» — так назвал Габидена Мустафина известный казахский литературовед Тахави Ахтанов. Слово «возрождение» соответствует не только социально-экономическим и культурным сдвигам, которые произошли в казахском обществе, оно дало нам плеяду неповторимых самобытных талантов, к которой принадлежит и Габиден Мустафин. «Хлынула могучая волна стихийных народных талантов, ярким пламенем вспыхнуло уже затянутое пеплом, затухающее искусство кочевого народа».
Габиден Мустафин, народный писатель Республики Казахстан, родился 26 ноября 1902 года в небогатой семье скотовода, его детство прошло в заросшей карагайником местности Сартобе, у подошвы горы Жауыр-Тау (ныне это Тельмановский район Карагандинской области). Название этого местечка на русский язык переводится как «желтая сопка». Самым светлым впечатлением детства у него была быстрая, своенравная степная река Нура.
От тысячеверстных просторов окрестных степей его малая родина отличалась лишь тем, что там стоял Спасский медеплавильный завод, который невольно притягивал к себе глаза любознательного мальчика.
Отец Мустафина знал арабский язык, заботился о том, чтобы образованным был и его сын. Грамоте десятилетний Габиден научился у аульного муллы. Но природный талант, о котором он еще понятия не имел, звал его к знаниям. Он стал часто посещать доброго человека, заводского табельщика Джусупа Маукумова, который помог ему овладеть русским языком. Это было счастьем. Говорящий по-русски подросток-казах Габиден был сразу принят в четвертый класс русско-казахской школы Спасского завода. Учился он усердно, много читал, дружил с русскими пареньками, постигая многое из того, о чем раньше не слышал. Школу Габиден окончил в числе лучших учеников, и, вернувшись в родной аул, понял, что уже не может жить без книг.
«Весной 1925 года я приехал учиться в столицу Казахстана – Кзыл-Орду, — пишет в автобиографии Г. Мустафин. – На учебу поступить не удалось, поэтому и пришлось мне работать». Чтобы заработать на кусок хлеба, он поступил (пригодилась грамотность) на скромную должность регистратора в Верховный Суд республики. Сам того не подозревая, он стал читать великую, мудрую книгу народной жизни, где, что ни страница, то открытие. В его обязанность не входило изучение поступавших в Верховный Суд жалоб, прошений, заявлений, но он все их не только регистрировал, но жадно, с великим вниманием, с сердечным проникновением читал и запоминал.
Работая в Верховном Суде, Мустафин приобрел привычку интересоваться газетой. Рука Габидена тянулась к перу. Как и сотни советских писателей, он начинал с рабкорства, писал в газету «Энбекши казах» заметки, корреспонденции, фельетоны, зарисовки-очерки. В это время он написал свой первый рассказ «Сарсен и Бокаш».
Печататься Габиден Мустафин начал с 1927 года, а первый сборник рассказов под названием «Ер-Шойын» вышел уже в 1929 году. Но рассказы о классовой борьбе в казахском ауле, о столкновении баев и бедняков были написаны не рукой литератора, а рукой рабкоровца. Мустафин хорошо понимал, что возродившемуся родному народу нужна не эрзац-беллетристика, а художественная, умная, эмоционально-насыщенная, полновесная проза, дать которую он пока еще не мог, — не хватало мастерства. У Мустафина начались «его университеты». «Увидеть все своими глазами, испытать все на своей шкуре, узнать и перечувствовать все, что чувствуют герои моих будущих книг», — рассуждал одаренный большим талантом Габиден Мустафин.
Он возвратился на родную землю весной 1930 года, когда начиналась угольная Караганда. Габиден работал землекопом, подсобным, чернорабочим, подмастерьем у слесаря. Только через три года он встал к слесарному верстаку и токарному станку. В 1933 году, по постановлению Карагандинского Совета, токарь Мустафин был выдвинут на должность ответственного секретаря редакции горняцкой газеты «Пролетариат Караганды». Вскоре его перевели на работу в город Новосибирск, где стала выходить газета «Кзыл-Ту» на казахском языке. Семь-восемь лет журналистской работы Габидена Мустафина можно назвать штурмом писательской высоты, подступом к профессиональному писательству. Трудно провести границу, где кончилась его журналистика и где началась литература.
В 1938 году, тридцатишестилетним, приехал Габиден Мустафин в Алма-Ату, где стал работать сотрудником редакции литературно-художественного журнала «Адебиет майданы» и позже главным редактором этого журнала. Какой огромный путь пройден от рабкора до главного редактора республиканского журнала – и какая колоссальная работа проделана над собой за долгие годы пути!
В незабываемом для Мустафина 1940 году в Алма-Ате вышел в свет его первый роман «Жизнь или смерть». Это и было рождением писателя. Основная тема романа – показ индустриального развития Караганды и превращение ее в мощную угольную кочегарку.
Затем выходит роман «Шиганак» в 1945 году. В книге показана жизнь казахского колхоза «Курман» с начала коллективизации до первых месяцев Великой Отечественной войны.
В послевоенный период вышло в свет несколько значительных произведений казахской прозы, и среди них видное место занял роман Г. Мустафина «Миллионер» (1948), получивший положительную оценку в центральной печати и республиканскую премию имени Жамбыла. В этом романе решается тема колхозного аула, описана жизнь одного из многих колхозов-миллионеров.
Роман Г. Мустафина «Караганда», опубликованный в 1952 году, посвящен теме рабочего класса. Произведение о строительстве одного из крупных центров страны в степном крае, о том, как бывшие скотоводы становятся квалифицированными мастерами горного дела, как в результате коренных изменений жизненного уклада у людей формируются другое сознание, иные взгляды на общественную жизнь.
В 1959 году вышел в свет роман Габидена Мустафина «После бури», где отражено время, которое в истории нашей страны получило название НЭП. Не поняв сущности НЭПа, господствующая до революции аульная верхушка – баи, волостные управители, бии увидели в нем возврат к старому и начали снова теснить бедноту. Однако их действия были разоблачены, ведь колесо истории не повернуть назад.
Произведения Мустафина являются частью духовного богатства казахского народа, они хорошо известны широкому кругу читателей, с интересом читаются, переведены на многие языки мира. Габиден Мустафин, являясь председателем правления Союза писателей Казахстана (1953–1957), первым секретарем правления Союза писателей Казахстана (1962–1966), много сделал для развития литературы в Казахстане.
В статье использованы материалы сайта:
http://tarih.spring.kz/ru/history/postwar/figures/mustafin/
Улица имени Е.Г. Бурисиловского пролегает с севера на юг почти через центр микрорайона "Тастак" в Алмалинском районе города…
Улица им. Жолдасбекова, протяженностью меньше 1 километра, расположена севернее проспекта Аль-Фараби между проспектом…
В 2003 году решением местного маслихата одна из улиц города Алматы была названа в честь народного писателя Дмитрия Снегина.…