Образовательный проект

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

Цель проекта:
Создание условий воспитанникам детских социальных учреждений г. Алматы и регионов РК для успешной адаптации в современном обществе после выпуска из детских домов

Сроки реализации проекта:
Постоянно действующий проект

Постановка проблемы:
Основа сиротства как социального явления - социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей. Основная часть детей-сирот воспитывается в детских социальных учреждениях. Проходит время, и юношам или девушкам, выходящим из стен детских домов, необходимо определиться с выбором профессии, чтобы стать конкурентоспособными в социуме и выжить в непростом мире взрослых. Педагоги и психологи детских домов и образовательных учреждений делают все возможное в главном – помочь юному человеку, попавшему в тяжелые жизненные условия, осознать, кто он в этом мире, определить себя как личность, устроиться в жизни и понять её ценность и многогранность. Для решения этих задач разработано множество методик и государственных программ поддержки выпускников, им помогают решить вопросы социальной адаптации, определиться с учебой и работой.
Однако, эта проблема столь непроста, что без совместных усилий общества и государства решить её невозможно.

Этапы реализации проекта:

1. Первый этап

Постановка задачи:
Ребята из неблагополучных семей в самом начале своей жизни получают тяжелейшие психические травмы, мощный негативный опыт. Их детское мироощущение сильно искажено и не сформированы адекватные социальные навыки. Они почти ничего не знают о жизни в цивилизованном обществе, но зато хорошо знакомы с привычками той сложной среды, в которой находились долгое время. Уже будучи воспитанниками детских домов, ребята мечтают жить нормальной жизнью, хотят быть хорошими и многое для этого делают. Однако, после выхода из детского дома или интерната, они часто возвращаются в неблагополучную атмосферу; выпускники даже располагают достаточными денежными средствами, чтобы начать самостоятельную жизнь, но распорядиться ими разумно не могут. После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, вчерашние детдомовцы часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они не знают своих прав и не умеют их защищать, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей.

Пути решения:
1. Организация встреч и консультаций подростков в детских домах с приглашенными специалистами (врачами, психологами, религиозными деятелями, др.), задача которых состоит в моделировании различных жизненных ситуаций и обучении подростков грамотному выходу из них. Приобщение ребят к традициям социума путем организации развлекательно-обучающих мероприятий.
2. Организация психологических тренингов и семинаров для работников детских домов (социальных педагогов, психологов, воспитателей) с целью применения ими полученных знаний и навыков в работе с детьми.

2. Второй этап

Постановка задачи:
Выпускники детских сиротских учреждений стоят перед выбором профессии, готовятся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения так же, как и все молодые люди, желающие получить образование. Задача осложняется тем, что выпускники социальных учреждений зачастую не представляют, как достичь своей цели на практике.

Пути решения:
Мероприятия, направленные на успешное поступление воспитанников детских домов в учебные заведения. Сюда включаются: психологическое анкетирование ребят, беседы по профориентации, выбору учебного заведения и изучению правил поступления. Встречи проводятся с интересными людьми, достигшими своими силами определенных жизненных позиций.

3. Третий (основной) этап

Постановка задачи:
В государственных колледжах, ПЛ и ПШ, куда выпускники детских домов поступают по сиротской квоте, как правило, список профессий ограничен и не всегда отвечает желанию и способностям подростка. Поступив учиться на нелюбимую профессию, он вряд ли будет хорошо учиться и активно участвовать в общественной жизни учебного заведения.

Пути решения:
Финансирование Фондом «Саби»образовательных грантов на обучение в высших и средних учебных заведениях позволяет ребятам самостоятельно выбрать как будущую профессию, так и само учебное заведение, что способствует их дальнейшей успешной интеграции во взрослую жизнь. Фонд заключает договор с организацией образования и полностью оплачивает обучение учащегося.

Финансирование проекта:
Финансирование проекта осуществляется за счет добровольных взносов благотворителей в НО ЧБФ «Саби».

Ожидаемые результаты проекта:
Успешная интеграция бывших воспитанников детских домов в современное общество путем получения ими как социальных навыков, так и достойной востребованной профессии.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА:

По первому этапу:
- в 2004, 2005, 2006 годах для воспитанниц Специализированного комплекса «Жануя» г. Алматы были организованы встречи с врачом – гинекологом; девочки получили консультации по вопросам личной гигиены, женского здоровья, полового воспитания;
- в 2007 году в Детском доме №1 и в Специализированном комплексе «Жануя» г. Алматы проведены встречи с психологами, на которых специалисты обсуждали с подростками различные жизненные ситуации с целью облегчить ребятам социальную адаптацию в обществе;
- в 2008 и 2009 годах проведены благотворительные Выпускные балы для самых успешных воспитанников детских домов и интернатов г. Алматы и области с целью поощрения их достижений в учебе, спорте и общественной жизни, а также ознакомления и приобщения к традициям социума. В балах приняли участие 99 выпускников 9-х классов.
- в 2009 году в г. Алматы проведены специализированные тренинги для психологов и социальных педагогов детских домов и интернатов из 9 детских учреждений различных регионов Казахстана. Тренером выступила доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, кпн. Манолова О. Н. В обучении приняли участие 25 специалистов;
- ноябрь 2010 – май 2011 – проведена масштабная программа по психологической коррекции и социальной адаптации воспитанников детских домов и интернатов: высококвалифицированный практикующий психолог на протяжении 7 месяцев проводил как теоретические, так и практические занятия с 70 ребятами из детских домов № 1, № 2 г. Алматы и №1 Алматинской области;
- октябрь 2012 – в Доме Ребенка г. Кызылорды организован класс раннего развития и обучения детей по системе Марии Монтессори, он полностью оснащен специализированным оборудованием и материалами для занятий с возрастной группой от рождения до 3 лет; для подготовки сотрудников этого социального учреждения к работе с воспитанниками по данной методике, организованы 4-х ступенчатые семинары, которые пройдут в течение года, с монтессори - педагогом, тренером Межрегиональной Монтессори - Ассоциации г. Ревда, РФ; обучение на 1 ступени прошли 17 человек;
- апрель 2013 – организован второй этап курсов подготовки сотрудников Дома Ребенка г. Кызылорды к работе с воспитанниками по методике раннего развития М.Монтессори с монтессори - педагогом, тренером Межрегиональной Монтессори - Ассоциации г. Ревда, РФ, прошли 15 человек;
- октябрь 2014 – организован третий, завершающий этап курсов подготовки сотрудников Дома Ребенка г. Кызылорды к работе с воспитанниками по методике раннего развития М.Монтессори с монтессори - педагогом, тренером Межрегиональной Монтессори - Ассоциации г. Ревда, РФ, прошли 15 человек.

По второму этапу:
- в 2008, 2009 годах в Детских домах №1 и №2, а также в Специализированном комплексе «Жануя» г. Алматы проведены беседы по профориентации и анкетирование детей с целью определения их наклонностей и выбора будущей профессии; организованы встречи с интересными людьми, состоявшимися в различных профессиях;
- в 2010 году организовано два этапа (в феврале и октябре) компьютерного тестирования по профориентации по программе «Профориентатор», разработанной МГУ им. Ломоносова, для старших воспитанников детских домов № 1, № 2 г. Алматы и № 1 Алматинской области, в которых приняли участие 103 человека;
- с декабря 2010 года по май 2011 года – организованы 6-месячные занятия в репетиторском центре по подготовке к ЕНТ учащихся 11 классов. Воспитанники детских домов № 1, № 2 г. Алматы и № 1 Алматинской области получили дополнительные знания по четырем предметам, что стало залогом успешной сдачи тестирования;
- в феврале и октябре 2011 года - проведены очередные этапы ежегодного профтестирования учащихся 9-х и 11-х классов трех подшефных детских домов, в которых участвовало в общей сложности 107 человек;
- с сентября 2011 года по май 2012 года курсы по подготовке к ЕНТ посещали одиннадцатиклассники из подшефных Детских домов Алматы и области;
- в марте и октябре 2012 года традиционным ежегодным тестированием по профориентации охвачено 70 человек из подшефных детских учреждений;
- с октября 2012 года по май 2013 года курсы по подготовке к ЕНТ посещали одиннадцатиклассники из подшефных Детских домов Алматы и области;
- в феврале и октябре 2013 года в очередном этапе ежегодного тестирования по профориентации приняло участие 120 воспитанников из подшефных детских учреждений;
- с октября 2013 года по май 2014 года возобновлены 8- месячные курсы по подготовке к ЕНТ для выпускников из подшефных Детских домов Алматы и области;
- ноябрь 2013 года - оформлена годовая подписка на печатные издания журнала «Балдырган» и газеты «Улан» по 50 экз. для 33-х детских социальных учреждений Республики Казахстан;
- в феврале и октябре 2014 года в тестировании по профориентации приняли участие 88 ребят из подшефных детских домов г. Алматы и Алматинской области;
- с октября 2014 года по май 2015 года организованы курсы по подготовке к единому национальному тестированию для 7-и выпускников из подшефных Детских домов и интернатов г. Алматы и Алматинской области;
- декабрь 2014 года - оформлена годовая подписка на печатные издания журнала «Балдырган» и газеты «Улан» по 15 экз. для 2-х детских социальных учреждений г. Алматы и Алматинской области;
- в октябре и феврале 2015 года организованы 2 этапа тестирования по профориентации 20-ти воспитанников детских домов г. Алматы. Оно прошло в Алматинском филиале Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов;
- декабрь 2015 года - оформлена годовая подписка на печатные издания журнала «Балдырган» и газеты «Улан» для социальных учреждений Алматинской области;
- в марте и октябре 2016, проведено 2-этап тестирование на профориентацию по специальной компьютерной методике, разработанной в МГУ им. М.В. Ломоносова, для 82 воспитанников детских домов города Алматы и Алматинской области;
- сентябрь 2016, организованы 8-ми месячные подготовительные курсы к ЕНТ 10-ти воспитанникам детского дома №1 г. Алматы и интерната для детей из малообеспеченных семей Алматинской области;
- октябрь 2017, организованы подготовительные курсы по ЕНТ для 16-ти старшеклассников интерната;
- сентябрь 2017, выделен 1 образовательный грант.

По третьему (основному) этапу:
- за время реализации Образовательного проекта уже обучены и получили специальности 75 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в настоящее время в средне - специальных и высших учебных заведениях обучаются 4 студента из детских домов и интернатов нашей страны.

Вехи:
Проект работает 15 лет, в 5 регионах Казахстана охвачено 10 социальных учреждений и 26 учебных заведений.

21.10.2009
22.10.2009
Educational Project

EDUCATION PROJECTProject Mission:Creation of conditions for fosterlings of children social institutions of Almaty city and regions of the Republic of Kazakhstan for successful adaptation in modern society after leaving boarding…

Education program