EDUCATION PROJECTProject Mission:Creation of conditions for fosterlings of children social institutions of Almaty city and regions of the Republic of Kazakhstan for successful adaptation in modern society after leaving boarding…
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Цель проекта:
Создание условий воспитанникам детских социальных учреждений г. Алматы и регионов РК для успешной адаптации в современном обществе после выпуска из детских домов
Сроки реализации проекта:
Постоянно действующий проект
Постановка проблемы:
Основа сиротства как социального явления - социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей. Основная часть детей-сирот воспитывается в детских социальных учреждениях. Проходит время, и юношам или девушкам, выходящим из стен детских домов, необходимо определиться с выбором профессии, чтобы стать конкурентоспособными в социуме и выжить в непростом мире взрослых. Педагоги и психологи детских домов и образовательных учреждений делают все возможное в главном – помочь юному человеку, попавшему в тяжелые жизненные условия, осознать, кто он в этом мире, определить себя как личность, устроиться в жизни и понять её ценность и многогранность. Для решения этих задач разработано множество методик и государственных программ поддержки выпускников, им помогают решить вопросы социальной адаптации, определиться с учебой и работой.
Однако, эта проблема столь непроста, что без совместных усилий общества и государства решить её невозможно.
Этапы реализации проекта:
1. Первый этап
Постановка задачи:
Ребята из неблагополучных семей в самом начале своей жизни получают тяжелейшие психические травмы, мощный негативный опыт. Их детское мироощущение сильно искажено и не сформированы адекватные социальные навыки. Они почти ничего не знают о жизни в цивилизованном обществе, но зато хорошо знакомы с привычками той сложной среды, в которой находились долгое время. Уже будучи воспитанниками детских домов, ребята мечтают жить нормальной жизнью, хотят быть хорошими и многое для этого делают. Однако, после выхода из детского дома или интерната, они часто возвращаются в неблагополучную атмосферу; выпускники даже располагают достаточными денежными средствами, чтобы начать самостоятельную жизнь, но распорядиться ими разумно не могут. После долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, вчерашние детдомовцы часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они не знают своих прав и не умеют их защищать, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей.
Пути решения:
1. Организация встреч и консультаций подростков в детских домах с приглашенными специалистами (врачами, психологами, религиозными деятелями, др.), задача которых состоит в моделировании различных жизненных ситуаций и обучении подростков грамотному выходу из них. Приобщение ребят к традициям социума путем организации развлекательно-обучающих мероприятий.
2. Организация психологических тренингов и семинаров для работников детских домов (социальных педагогов, психологов, воспитателей) с целью применения ими полученных знаний и навыков в работе с детьми.
2. Второй этап
Постановка задачи:
Выпускники детских сиротских учреждений стоят перед выбором профессии, готовятся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения так же, как и все молодые люди, желающие получить образование. Задача осложняется тем, что выпускники социальных учреждений зачастую не представляют, как достичь своей цели на практике.
Пути решения:
Мероприятия, направленные на успешное поступление воспитанников детских домов в учебные заведения. Сюда включаются: психологическое анкетирование ребят, беседы по профориентации, выбору учебного заведения и изучению правил поступления. Встречи проводятся с интересными людьми, достигшими своими силами определенных жизненных позиций.
3. Третий (основной) этап
Постановка задачи:
В государственных колледжах, ПЛ и ПШ, куда выпускники детских домов поступают по сиротской квоте, как правило, список профессий ограничен и не всегда отвечает желанию и способностям подростка. Поступив учиться на нелюбимую профессию, он вряд ли будет хорошо учиться и активно участвовать в общественной жизни учебного заведения.
Пути решения:
Финансирование Фондом «Саби»образовательных грантов на обучение в высших и средних учебных заведениях позволяет ребятам самостоятельно выбрать как будущую профессию, так и само учебное заведение, что способствует их дальнейшей успешной интеграции во взрослую жизнь. Фонд заключает договор с организацией образования и полностью оплачивает обучение учащегося.
Финансирование проекта:
Финансирование проекта осуществляется за счет добровольных взносов благотворителей в НО ЧБФ «Саби».
Ожидаемые результаты проекта:
Успешная интеграция бывших воспитанников детских домов в современное общество путем получения ими как социальных навыков, так и достойной востребованной профессии.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА:
По первому этапу:
- в 2004, 2005, 2006 годах для воспитанниц Специализированного комплекса «Жануя» г. Алматы были организованы встречи с врачом – гинекологом; девочки получили консультации по вопросам личной гигиены, женского здоровья, полового воспитания;
- в 2007 году в Детском доме №1 и в Специализированном комплексе «Жануя» г. Алматы проведены встречи с психологами, на которых специалисты обсуждали с подростками различные жизненные ситуации с целью облегчить ребятам социальную адаптацию в обществе;
- в 2008 и 2009 годах проведены благотворительные Выпускные балы для самых успешных воспитанников детских домов и интернатов г. Алматы и области с целью поощрения их достижений в учебе, спорте и общественной жизни, а также ознакомления и приобщения к традициям социума. В балах приняли участие 99 выпускников 9-х классов.
- в 2009 году в г. Алматы проведены специализированные тренинги для психологов и социальных педагогов детских домов и интернатов из 9 детских учреждений различных регионов Казахстана. Тренером выступила доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, кпн. Манолова О. Н. В обучении приняли участие 25 специалистов;
- ноябрь 2010 – май 2011 – проведена масштабная программа по психологической коррекции и социальной адаптации воспитанников детских домов и интернатов: высококвалифицированный практикующий психолог на протяжении 7 месяцев проводил как теоретические, так и практические занятия с 70 ребятами из детских домов № 1, № 2 г. Алматы и №1 Алматинской области;
- октябрь 2012 – в Доме Ребенка г. Кызылорды организован класс раннего развития и обучения детей по системе Марии Монтессори, он полностью оснащен специализированным оборудованием и материалами для занятий с возрастной группой от рождения до 3 лет; для подготовки сотрудников этого социального учреждения к работе с воспитанниками по данной методике, организованы 4-х ступенчатые семинары, которые пройдут в течение года, с монтессори - педагогом, тренером Межрегиональной Монтессори - Ассоциации г. Ревда, РФ; обучение на 1 ступени прошли 17 человек;
- апрель 2013 – организован второй этап курсов подготовки сотрудников Дома Ребенка г. Кызылорды к работе с воспитанниками по методике раннего развития М.Монтессори с монтессори - педагогом, тренером Межрегиональной Монтессори - Ассоциации г. Ревда, РФ, прошли 15 человек;
- октябрь 2014 – организован третий, завершающий этап курсов подготовки сотрудников Дома Ребенка г. Кызылорды к работе с воспитанниками по методике раннего развития М.Монтессори с монтессори - педагогом, тренером Межрегиональной Монтессори - Ассоциации г. Ревда, РФ, прошли 15 человек.
По второму этапу:
- в 2008, 2009 годах в Детских домах №1 и №2, а также в Специализированном комплексе «Жануя» г. Алматы проведены беседы по профориентации и анкетирование детей с целью определения их наклонностей и выбора будущей профессии; организованы встречи с интересными людьми, состоявшимися в различных профессиях;
- в 2010 году организовано два этапа (в феврале и октябре) компьютерного тестирования по профориентации по программе «Профориентатор», разработанной МГУ им. Ломоносова, для старших воспитанников детских домов № 1, № 2 г. Алматы и № 1 Алматинской области, в которых приняли участие 103 человека;
- с декабря 2010 года по май 2011 года – организованы 6-месячные занятия в репетиторском центре по подготовке к ЕНТ учащихся 11 классов. Воспитанники детских домов № 1, № 2 г. Алматы и № 1 Алматинской области получили дополнительные знания по четырем предметам, что стало залогом успешной сдачи тестирования;
- в феврале и октябре 2011 года - проведены очередные этапы ежегодного профтестирования учащихся 9-х и 11-х классов трех подшефных детских домов, в которых участвовало в общей сложности 107 человек;
- с сентября 2011 года по май 2012 года курсы по подготовке к ЕНТ посещали одиннадцатиклассники из подшефных Детских домов Алматы и области;
- в марте и октябре 2012 года традиционным ежегодным тестированием по профориентации охвачено 70 человек из подшефных детских учреждений;
- с октября 2012 года по май 2013 года курсы по подготовке к ЕНТ посещали одиннадцатиклассники из подшефных Детских домов Алматы и области;
- в феврале и октябре 2013 года в очередном этапе ежегодного тестирования по профориентации приняло участие 120 воспитанников из подшефных детских учреждений;
- с октября 2013 года по май 2014 года возобновлены 8- месячные курсы по подготовке к ЕНТ для выпускников из подшефных Детских домов Алматы и области;
- ноябрь 2013 года - оформлена годовая подписка на печатные издания журнала «Балдырган» и газеты «Улан» по 50 экз. для 33-х детских социальных учреждений Республики Казахстан;
- в феврале и октябре 2014 года в тестировании по профориентации приняли участие 88 ребят из подшефных детских домов г. Алматы и Алматинской области;
- с октября 2014 года по май 2015 года организованы курсы по подготовке к единому национальному тестированию для 7-и выпускников из подшефных Детских домов и интернатов г. Алматы и Алматинской области;
- декабрь 2014 года - оформлена годовая подписка на печатные издания журнала «Балдырган» и газеты «Улан» по 15 экз. для 2-х детских социальных учреждений г. Алматы и Алматинской области;
- в октябре и феврале 2015 года организованы 2 этапа тестирования по профориентации 20-ти воспитанников детских домов г. Алматы. Оно прошло в Алматинском филиале Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов;
- декабрь 2015 года - оформлена годовая подписка на печатные издания журнала «Балдырган» и газеты «Улан» для социальных учреждений Алматинской области;
- в марте и октябре 2016, проведено 2-этап тестирование на профориентацию по специальной компьютерной методике, разработанной в МГУ им. М.В. Ломоносова, для 82 воспитанников детских домов города Алматы и Алматинской области;
- сентябрь 2016, организованы 8-ми месячные подготовительные курсы к ЕНТ 10-ти воспитанникам детского дома №1 г. Алматы и интерната для детей из малообеспеченных семей Алматинской области;
- октябрь 2017, организованы подготовительные курсы по ЕНТ для 16-ти старшеклассников интерната;
- сентябрь 2017, выделен 1 образовательный грант.
По третьему (основному) этапу:
- за время реализации Образовательного проекта уже обучены и получили специальности 75 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- в настоящее время в средне - специальных и высших учебных заведениях обучаются 4 студента из детских домов и интернатов нашей страны.
Вехи:
Проект работает 15 лет, в 5 регионах Казахстана охвачено 10 социальных учреждений и 26 учебных заведений.
EDUCATION PROJECTProject Mission:Creation of conditions for fosterlings of children social institutions of Almaty city and regions of the Republic of Kazakhstan for successful adaptation in modern society after leaving boarding…