***
Великую
Отечественную войну в разных странах СНГ освещают по-разному. На то
существуют объективные причины. Но есть главные исторические события в
этой войне, которые трактовать иначе невозможно. Так, если бы в сентябре
– октябре 1941 года, когда основные воинские формирования Красной Армии
оказались во вражеском окружении под Вязьмой, на защиту Москвы не
встали дивизии, сформированные в Казахстане и Сибири, сам ход истории
мог бы повернуться по-другому.
О народе-воине
Бывшие
немецкие солдаты, которым пришлось непосредственно сражаться против
воинов Панфиловской дивизии, сформированной в Алматы, пишут в своих
мемуарах, что «монголы воевали грамотно и отчаянно, не уступая ни пяди
русской земли».
Так
они представляли себе в годы войны казахов. ? здесь следует рассказать
особо о Бауржане Момышулы, герое-панфиловце, пять раз выводившем свой
батальон из вражеского окружения. Бауржан Момышулы разработал
собственную тактику и стратегию ведения боевых действий в глубоком тылу
врага, получившую название «Спираль Момышулы», изучаемую сегодня в
академиях генеральных штабов многих государств. Он не боялся попасть во
вражеское кольцо, а если надо, то и сознательно шел со своими бойцами
вглубь территории врага. ? это в то время, когда не только полковники,
но и генералы Красной Армии панически страшились окружения, моментально
теряя управление войсками, стоило только возникнуть подобной угрозе.
Другой
фрагмент боевой биографии героя. В своем письме с фронта от 18 апреля
1943 года председателю Совета народных комиссаров Казахской ССР
Ондасынову Бауржан Момышулы пишет: «Являясь участником, руководителем и
наблюдателем более 100 боев, я пережил горечи неудач и радости побед,
радости подвига своего лично и солдат наших.
Еще
в феврале 1942 года я попытался обобщить результаты личных переживаний,
наблюдений за другими, действий отдельного солдата, оружия, по видам
боев и другим психологическим особенностям в общую тему: «Мысли о
воспитании боевых качеств». Мне удалось немного изложить свои
соображения на бумаге, но за неимением времени до сих пор не
представляется возможным закончить начатое, и эти мысли неотступно
преследуют меня, как только освобожусь на несколько минут от
непосредственной работы. Я убедился на своем опыте, что для воспитания
боевых качеств бойца имеет колоссальное значение военное прошлое солдата
и национальные традиции.
Одну
из ненаписанных глав своей рукописи в плане я назвал «Благородные
традиции казахского народа, воспитывающие боевые качества в джигите», в
этом личном письме к Вам, как со старшим братом, хочу поделиться с Вами
набросками этой главы». ? далее Бауржан Момышулы рассказывает, как
боевые традиции казахов помогают солдатам Панфиловской дивизии
противостоять врагу. В своем письме он настаивает, чтобы руководство
республики не забывало обычаи своего народа, на основе которых в
казахской среде во все века воспитывались воины. Приводя следующую
казахскую пословицу: «Честь дороже жизни».
Сам
батыр всегда придерживался этого принципа. О мужественном характере
офицера свидетельствует следующий случай. Уже после того, как состоялся
парад Победы, в Колонном зале Дома Советов чествовали героев войны –
офицеров, наиболее отличившихся в ратном деле. Сталина сопровождал
Георгий Константинович Жуков, лично представлявший подчиненных. ? вот,
когда дошла очередь до Момышулы, Сталин, обращаясь к нему, сказал:
«Поздравляю вас, товарищ Бауржан Момышев с великой Победой». На что
прославленный батыр ответил, не испугавшись поправить диктатора: «Служу
Советскому Союзу. Гвардии полковник Бауржан Момышулы».
Говорят,
Сталин на эту реплику только криво ухмыльнулся и пошел дальше. ? это не
единственный случай, когда Бауржан Момышулы проявлял упрямство своего
характера. Он не хотел менять свою фамилию в угоду существовавшим тогда
установкам, категорически возражая против окончания «ев». О чем еще в
годы войны особо бдительные товарищи неоднократно докладывали Сталину.
Как ковался характер бойца
Отец
Бауржана Момыш был образованным человеком, знал арабскую письменность,
читал Коран. В друзьях у Момыша была русская семья Гончаровых. С ее
главой отец Бауржана были тамырами. Была в те годы такая хорошая
традиция. У Гончаровых было тринадцать своих детей. ? Момыш отдает
Бауржана на воспитание Гончаровым. Таким образом, Бауржан становится
четырнадцатым ребенком в этой большой семье. Он ходит в русскую школу.
Заканчивает ее с хорошими оценками.
А
в это же время в степи происходят страшные события. В тридцать третьем
году в результате искусственного голодомора погибает большая часть
казахского народа. А спустя еще четыре года начинается тотальное
истребление казахской интеллигенции. В те годы в казахской среде
получает широкое распространение письмо крупного казахского писателя
Жусупбека Аймаутова, в котором открыто заявляется, что большевики хотят
уничтожить казахскую элиту, чтобы обезглавить нацию, и без того крайне
ослабевшую после голодных двадцатых-тридцатых годов.
Понятно,
что все эти события не могли не наложить свой отпечаток на взгляды
молодого Момышулы, дав позже его неприятелям основание для обвинения
Бауржана в национализме. Только потому, что он любил и защищал свой
народ. Уже в годы войны комиссар Логвиненко и смершевец Белков написали
на командира своего полка Бауржана Момышулы донос, в котором есть такая
примечательная фраза: «Бауржан Момышулы – великолепный командир,
отважный, находчивый…но он никогда не поднимает тост за товарища
Сталина».
?
понятно, почему. Бауржан Момышулы был живым свидетелем трагедии
казахского народа 1933–1937 годов. Обладая великолепным аналитическим
умом, он не мог не понимать, что гибель трех миллионов человек в мирное
время не является случайной.
Поступок
Хранила
ли судьба Бауржана Момышулы? Сложный вопрос. Но в тот раз донос своей
цели не достиг. А был еще случай. В 1937 году, когда в армии шли
повальные чистки и многие командиры оказались в лагерях или были
расстреляны, группа товарищей направила рапорт вышестоящему
командованию, обвинив Момышулы в яром национализме. ? кто знает, как бы
повернулись дальнейшие события, если бы вскоре эти самые товарищи сами
не попали под трибунал. Как говорят в таких случаях: «Не рой другому
яму». Донос и в этот раз не сработал. Правда, обвинение в национализме с
Бауржана Момышулы не сняли. Так оно и будет преследовать его по жизни,
отравляя ее и давая его врагам лишний повод для травли батыра.
Да,
Момышулы был не слишком удобным героем – излишне принципиальный,
прямолинейный, любящий свой народ всем сердцем. ? уже одно это
доставляло ему много хлопот и неприятностей. Рассказывают, что как-то
горисполком решил выделить Бауржану Момышулы пятикомнатную квартиру,
поскольку до этого он с семьей ютился в маленькой двухкомнатной
развалюхе. ? вот когда он, уже получив ключи от нового дома, решил было
справить новоселье, на пути ему встретилась плачущая женщина. Бауржан
спросил ее, отчего та плачет. ? женщина ответила: «Я – мать погибшего
солдата. Должна была по очереди получить жилье. А теперь мою квартиру
отдают какому-то большому начальнику в обход общей очереди». ? тогда,
говорят, Бауржан, со словами: «Мне не нужна квартира, омытая слезами
матери погибшего солдата», – на глазах собравшихся разорвал свой ордер.
Очищение
Во
время правления Сталина звание Героя Советского Союза Бауржану так и не
присвоили. К концу войны он командовал дивизией, но и генеральского
звания ему не дали. А переходить с командования дивизии на командование
полком он и сам не захотел. ? тогда Бауржан Момышулы подает в отставку.
Он уезжает к себе домой, в Казахстан.
Но
и на этом его мытарства не заканчиваются. Подвиг Бауржана Момышулы на
родине замалчивается, его славе завидуют, всенародная любовь к своему
герою вызывает у многих чинуш скрытую неприязнь. Словом, неприятности
продолжаются. ? в этом уже заслуга местных партийных функционеров,
знавших прекрасно, чем дышит наверху ЦК и Кремль, и поэтому в борьбе с
«казахским буржуазным национализмом» старавшихся быть «святее Папы».
Рассказывает
заслуженный деятель Республики Казахстан, режиссер-кинодокументалист
Калилла Омаров: «Вообще, у нас в обществе в последние годы сложился
стереотип, что все зло от России. Но почему-то никто не говорит, что и
здесь на местах местные чиновники были далеко не ангелы. Я готовлю
документальный фильм о Бауржане Момышулы ко дню его столетия. ? вот мне
посчастливилось наткнуться на письмо Бауржана Момышулы своему
двоюродному брату Абдильде, в котором он излагает суть своего разговора,
состоявшегося с бывшим председателем Совета министров Нуртасом
Ондасыновым, пришедшим домой к Бауржану, чтобы принести ему лично свои
извинения. Об этом сегодня мало кто знает, но когда из центра пришло
представление на присвоение Бауржана Момышулы к званию Героя Советского
Союза и во второй раз, когда его хотели удостоить звания генерал-майора,
оба раза Нуртас Ондасынов, бывший в то время председателем Совета
министров подписывал отказную, находя для этого удобный предлог.
?
вот в конце своей жизни Ондасынов приходит к герою и просит у него
прощения: «Мы выступали против тебя, – говорит он Бауржану, – но ты все
равно нас победил. Сегодня тебя знает весь мир. А о нас даже никто и не
вспомнит». Об этой встрече мне рассказал живой свидетель той беседы,
руководитель научно-исследовательского центра «Бауржановедения»,
профессор, доктор филологических наук Мекемтас Мырзахметов. ? об этом же
разговоре свидетельствует народный писатель Азильхан Нуршаихов. У
старика Ондасынова хватило мужества признать свою вину перед героем.
Наверное, это и называется катарсисом – очищением души перед уходом в
мир иной».
Секрет героя
А мне остается только изложить ответ Бауржана Момышулы Нуртасу Ондасынову, изложенный им в стихах:
Не такая большая беда –
То, что мне не досталась Звезда.
Свою тайну открою тебе, мой народ,
Я умру за тебя, если долг позовет!
Ну а если я клятву не исполню свою,
Даже если проклянешь, я проклятье приму.
(Перевод с казахского автора)
Добавлю
к сказанному. В 1990 году, по представлению первого секретаря ЦК КПК
Казахстана Нурсултана Назарбаева, Бауржану Момышулы было присвоено
посмертно звание Героя Советского Союза. А еще через год Советский Союз
распался. Так Бауржан Момышулы оказался последним героем той страны, с
которой его связывали столь непростые отношения.
***