Благотворительность как start-up социальной политики

 

2020-й год, по прогнозам экспертов, станет началом мирового экономического кризиса. Пандемия, вызванная COVID-19, грозит банкротством многим предприятиям, особенно малому и среднему бизнесу, что, как следствие, может привести к массовой безработице.

Для выхода из кризиса необходимо консолидировать усилия всего общества. Поэтому, важно понимать роль НКО в решении социальных вопросов, которые, без преувеличения, вносят большой вклад в общественное развитие. Ведь именно в сложные времена благотворительность приобретает особую актуальность и значение.

Вне всякого сомнения, благотворительность в Казахстане прошла значительный эволюционный путь. В последние годы мы стали свидетелями формирования культуры частной и корпоративной благотворительности. Благодаря развитию новых технологий, появился краудфандинг и онлайн-пожертвования. Совершенно на новый качественный уровень вышли волонтёрские организации. Отрицать влияние сектора на социальную жизнь было бы нелепо. Сегодня вклад НКО в экономику страны составляет 4-5%. Традиционными сферами активности являются здравоохранение и образование.

Тем не менее, в Казахстане за 30 лет независимости, несмотря на существование различных форм благотворительности, НКО, к сожалению, не стали ни профессиональным сектором, ни институцией.  В широких кругах благотворительность до сих пор воспринимают как способ пиара или попытку заслужить благожелательность властных структур. Доверие как базовое ключевое звено отсутствует, причем не только со стороны государства, но и со стороны общества. К большому сожалению, львиную долю так называемых «благотворительных» акций по-прежнему составляют сборы пожертвований в пользу частных лиц (которые, кстати, впоследствии нередко оказываются мошенниками). До сих пор процветают уличные псевдоволонтеры. Все это лишний раз подтверждает отсутствие в обществе доверия к фондам. Недоработанная правовая инфраструктура сдерживает развитие организованной частной благотворительности.

За 18 лет работы, реализовав 10 проектов республиканского значения, могу с уверенностью сказать, что государство по сути не разграничивает деятельность некоммерческих и коммерческих организаций. Наглядным примером может служить наш опыт строительства крупных социальных объектов: Дом ребенка на 60 человек в Кызылорде, коттеджный городок из 80 квартир для выпускников детских домов в Актобе, общеобразовательная школа на 1200 человек в Алматы и т.д. В процессе возведения всех этих объектов, фонд был вынужден в полном объеме перечислять государству все налоги, включая НДС. Общая сумма выплат по НДС составила 365 млн тенге. При этом, в странах ЕС, например, налоговое законодательство применительно к НКО относит данные организации к категории «работающих в общественных интересах»: от обязанностей по исчислению и уплате НДС они освобождены. Более того, предусмотрено снижение ставки НДС на товары и услуги, приобретаемые НКО. Даже в России строительные работы на безвозмездной основе от налога на добавленную стоимость освобождаются.

При этом  нам не помогают ни в создании инфраструктуры, ни в устройстве коммуникаций. Подведением внешних и внутренних сетей на большинстве своих объектов фонд также был вынужден заниматься самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны государственных или городских структур. Учитывая, что участки под социальные объекты, как правило, выделяют не в самых престижных местах, далеко от центра города и вообще от цивилизации, расходы на подведение сетей обычно составляют львиную долю сметы.

В акиматах совершенно отсутствует правовой механизм сотрудничества с НКО. Единственный официальный документ, который мы имеем – это меморандум между акиматом и фондом, соглашение о намерениях, на деле не имеющее никакой юридической силы. Добавьте к этому бесконечную ротацию на местах, когда после каждого очередного назначения приходится все начинать сначала: снова и снова объяснять, просить о содействии новых бюрократов. Но и это ещё не все! После окончания строительства «головной болью» становится передача объекта на баланс городу. Из-за непрофессионализма на местах и бюрократических проволочек, эта процедура иногда растягивается на годы. Создается впечатление, что в нашей стране никому не нужны новые школы, больницы, музеи...

Ужасно изматывает сложный процесс утверждения и согласования документов на местах, нескончаемая бюрократическая волокита, но это ничто по сравнению с равнодушным и отстраненным отношением работников департаментов при акиматах, порой граничащим с преступным легкомыслием! Я никогда не забуду, как в Кызылорде после согласования участка и получения разрешения на строительство, наши рабочие обнаружили страшный «клад»: под землей проходил магистральный газопровод, о котором акимат и не подозревал, – газопровод не значился в реестре. Страшно представить, сколько жизней это могло унести! И в самом конце, уже после того, как мы добровольно проходили все круги административного ада и заканчивали строительство, нам, как правило, отказывали даже в возможности рассказать о нашей работе в СМИ. Ведь это, якобы, реклама! А за нее надо платить...

Для того, чтобы в стране произошла существенная трансформация отношения к НКО, необходимы конкретные меры поддержки со стороны государства и общества. Необходимо разработать правовую базу взаимодействия НКО и акиматов, требует доработки налоговое законодательство в области благотворительности, особенно при строительстве  крупных социальных объектов.

Если рассматривать опыт других стран, где НКО давно являются движущей силой гражданского общества и имеют большую долю присутствия в экономике, то основным механизмом и важнейшим инструментом регулирования их деятельности являются налоговые послабления. В частности, власти в США, возложив на НКО задачу удовлетворения  основных социальных запросов, взамен предоставили целый ряд фискальных льгот: предприятия-доноры освобождаются от федерального налога на прибыль, от ряда местных налогов, а физические лица, которые инвестируют в благотворительность, от уплаты подоходного налога с суммы сделанных инвестиций. Как следствие, вклад НКО в ВВП США составляет 10%.

В Европе пожертвования благотворительным организациям также принимаются к налоговому вычету. Лимит на вычет зависит от страны, но обычно составляет 10–20% налогооблагаемых доходов. Но, к примеру, в Великобритании сумма пожертвований применяется к вычету без ограничений. Неудивительно, что, согласно данным статистики, Великобритания – один из лидеров по количеству благотворительных организаций. Этот опыт можно было бы перенять.

Налоговое законодательство Казахстана предусматривает освобождение НКО от КПН. Спасибо, но... При этом государство как бы забывает, что НКО – это по определению некоммерческая организация, то есть ее деятельность в принципе не направлена на извлечение доходов в коммерческих целях. Налоговые льготы, стимулирующие благотворительность в России, действовали с 1996 года, но в 2002 году были отменены.  Хочется задать вопрос: это политика всех транзитных государств? И есть ли срок у транзита?

Мы бы хотели предложить идею развития форм взаимодействия государства и НКО. Фонды, подобные нашему, готовы брать на себя роль первопроходцев, чтобы за счет своих сил и средств пробовать наладить помощь там, где ее не хватает. Таким образом, государству не придется брать на себя риски освоения новых направлений, набивания шишек, долгой отстройки системы. Мы принесем готовый, отработанный проект. Задача государства – только взять его и продолжать развивать. Потому что ни  один фонд не способен поддерживать масштабные общегосударственные проекты на протяжении долгого времени. Просто не хватит ресурсов. В конце концов, государство сможет отобрать для себя лучшие, наиболее востребованные направления. Мы даже готовы принять участие в конкурсе: пусть выберут лучший проект. Например, наш проект «Инвалидам – достойную жизнь». Проекту больше 10 лет, он отработан до деталей, представлен во всех регионах страны. И мы готовы были бы просто передать его государству, без всяких условий и требований с нашей стороны. Лишь бы дело жило, приносило пользу! В конце концов, поддержка людей, нуждающихся в помощи – это одна из социальных ролей государства.

На мой взгляд, одним из критериев прогрессивного общества является отношение социума к благотворительности и степень вовлечённости граждан в социальную жизнь своей страны.  При этом очень важно понимать, что благотворительность не должна служить ничьим политическим целям, и совершенно излишне придавать благотворительности сакральный характер.

Наладив систему партнерства и взаимопомощи между государством и НКО, мы сможем добиться качественных и позитивных изменений в обществе. Расширить масштабы благотворительной деятельности, повысить ее эффективность, внедрить системный подход и вовлечь максимальное количество неравнодушных и активных граждан. Ведь только совместными усилиями можно вывести благотворительный сектор на новый уровень.

11.08.2017
Обращение Президента Фонда "Саби" к…
С огромной радостью хочу сообщить, что возведение новой большой общегородской детской игровой площадки в г.…
Блог
21.04.2017
О фонде "Саби"
Мне часто задают вопрос: зачем я занимаюсь благотворительностью и почему я открыла фонд?
Блог
24.04.2015
О Фонде, о работе и немного о себе
Фонду «Саби» 13 лет - немалый срок, для того чтобы заработать себе «имя» и сформировать серьезную…
Блог