"Мен сіздердің мына әлемге неге тар көзқараспен қарайтындарыңызды түсінбедім? Көзқарастарыңызды өзгертулеріңізді…
Хамиди Латиф Абдулхаевич (1906-1983) - композитор, педагог, народный артист Казахстана (1966), лауреат Государственной премии Казахстана (1978).
Разработчик таких жанров казахской музыки, как марш, вальс, массовая песня. ?нтеллектуал, интеллигент и острослов. Воспитатель плеяды высоких профессионалов в области композиции и инструментовки. Латифу Хамиди, казалось, по плечу было все. Он был мастером хоровых обработок народных казахских песен, опер и симфонических произведений, одним из авторов Государственного Гимна Казахской ССР, педагогом, дирижером и музыкально-общественным деятелем. Л. Хамиди был любимцем Алма-Атинской консерватории и Казахского драматического театра, непререкаемым авторитетом для студентов и молодых композиторов. Новинок от Хамиди ждали певцы и оркестры, режиссеры театра и кино нуждались в его композиторском чутье.
Латиф Хамиди родился 17 июля 1906 года в деревне Бували Казанской губернии, в семье бедняка. Его отец, молотобоец, скитался в поисках заработка по Кавказу, Туркестану, Донбассу. В 1913 году Латиф пошел в школу в городе Катта-Курган. Первый учитель музыки обучил его игре на мандолине. В музыкальной школе он учился в классах фортепиано и скрипки. Окончил Ташкентский институт просвещения, 1-й Московский музыкальный техникум, теоретико-композиторский факультет у профессора Б. Л. Яворского, Татарскую оперную студию при Московской консерватории.
Свои первые произведения пишет на стихи татарского поэта Мусы Джалиля. Сочиняет популярные песни и инструментальные произведения. Вместе с М. Джалилем пишет серию детских песен и хоров. Оформляет музыкальные спектакли Татарского рабочего театра в Москве.
В 1933 году Латиф Хамиди по приглашению руководства Казахского государственного театра драмы приехал в Алма-Ату и начал здесь свою творческую деятельность. В 1938 году по рекомендации Мухтара Ауэзова он руководит казахским оркестром народных инструментов. Обучает музыкантов оркестра нотной грамоте. В 1940 году Хамиди — руководитель и дирижер Казахской государственной капеллы. В этом же году он пишет «Казахский вальс» к радиопьесе С. Муканова «Два праздника». Это был первый вальс в национальной казахской музыке. Куляш Байсеитова так смело поддержала молодого композитора, так очаровательно исполнила эту свежую музыку, что вальс полюбился всему Казахстану! Яркий, задорный, гибкий, с тонкими изящными подголосками, он стал праотцом всех последующих вальсов. ? сегодня практически у любого казахстанца на слуху его искристая мелодия, которая звучит и на утренниках в детском саду, и в концертных залах.
В 1942 году Хамиди работает в Алма-Атинском музыкальном училище и создает патриотические песни. В 1943 году руководит казахским народным оркестром Радиокомитета. Ему присвоено звание заслуженного артиста КазССР. В 1944 году он заведует кафедрой народных инструментов Алма-Атинской государственной консерватории. Совместно с Ахметом Жубановым пишет монументальную оперу «Абай» о жизни и борьбе великого казахского просветителя, к столетнему юбилею со дня его рождения. Опера «Абай» — одно из лучших достижений оперного искусства Казахстана. Она удачно соединила в себе две тенденции: использование народных песен и кюев и композиторскую оригинальность. В 1945 году Хамиди пишет музыку к фильму «Песни Абая»; создает песню «Булбул» («Соловей»). Эта песня-романс, одно из популярнейших произведений композитора. Его первой исполнительницей стала Куляш Байсеитова. Трепещущий «Булбул» в исполнении Бибигуль Тулегеновой, услышанный единожды, не забывается никогда. В этом же году в соавторстве с Тулебаевым и Брусиловским написал музыку к гимну Казахской ССР. Латиф Хамиди награжден орденом Трудового Красного знамени, удостоен звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.
В 1947 году Латиф Хамиди и Ахмет Жубанов пишут оперу «Тулеген Тохтаров» на либретто М. Ауэзова о герое Великой Отечественной войны. Композиторы оставались добрыми друзьями всю жизнь. Латиф Хамиди говорил, что этот период сотворчества остался для него счастливым временем. В 1950 году Хамиди пишет оперу «Джамбул» о великом казахском акыне.
В жанре инструментальной музыки Латиф Хамиди творил для фортепиано, ансамбля народных инструментов, струнного квартета, он возвел домбру в ранг виртуозных инструментов, создав удивительные произведения для нее. Хамиди писал музыку к видовым, документальным, научно-популярным, художественным фильмам и к драматическим спектаклям. ?дя своим путем первооткрывателя, он переносил на казахскую почву элементы русской и мировой культуры. Пути развития казахской музыки и Латифа Хамиди совпали.
Вокальный жанр — самая важная и обширная часть творчества Хамиди. ?менно через него композитор пришел к точному постижению духа и характера казахской музыки, стал родным на казахской земле. К 1933 году Александр Затаевич уже собрал и записал часть народных песен и кюев, Евгений Брусиловский пробует приложить европейские традиции к народной мелодике. Ахмет Жубанов изучает наследие композиторов прошлого Курмангазы, Даулеткирея, Сейтека. Хамиди подключился к этой работе. Одним из первых он точно записал лучшие образцы песен Абая, а также свыше 200 народных песен и инструментальных произведений, затем сделал свыше 100 обработок казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен! Проявив новаторство в области хоровой музыки, Латиф Хамиди создал многоголосную гармонию, естественную и органичную для хоровых произведений на основе народных мелодий. Казахские массовые песни в сочинениях Латифа Хамиди явили сплав традиций казахских народных песен и советской массовой песни, настроение их было жизнеутверждающим.
Композитором написаны более 50 песен и романсов, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. В истории музыкальной культуры Казахстана Латиф Хамиди остался и как собиратель-этнограф казахской народной музыки, и как автор учебных и музыковедческих изданий. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени.
Умер в Алма-Ате 29 ноября 1983 года. ?менем Латифа Хамиди названа детская музыкальная школа №1 в городе Семей и одна из улиц в городе Алматы.
"Мен сіздердің мына әлемге неге тар көзқараспен қарайтындарыңызды түсінбедім? Көзқарастарыңызды өзгертулеріңізді…
Джек Томас Андрака (ағылш. Jack Thomas Andraka, 1997 жылы 8 қаңтарда АҚШта Мерилэндте дүниеге келді) – американдық ойлап шығарушы және…
Ол сухбат берген емес, көпшіліктің алдында қара көзілдірігін тастамады және тәттілердің жаңа түрлерін шығару үшін…